|
Киевская весна Владимира Горовица: творческие правнуки „последнего романтика” закончили состязание в память о великом пианисте
VIII-ой Киевский Международный конкурс памяти Владимира Горовица
28 квітня 2010, середа
Поширити у Facebook
Общеизвестно, что фортепиано – универсальный инструмент, позволяющий играть не только написанную для него музыку, но и переложения симфоний и опер, аккомпанировать другим инструментам и вокалу, выступать в ансамбле с самыми разными партнерами. Наиболее многочисленную когорту музыкантов-профессионалов и играющих любителей в мире составляют именно пианисты. Отсюда происходит огромный интерес поклонников этого инструмента к фортепианным конкурсам. Киевский Международный конкурс памяти Владимира Горовица юн, однако несколько лет назад он вошел во Всемирную и Европейскую Федерации музыкальных конкурсов.
Юбилейный, 15-й год его жизни ознаменован проведением в украинской столице состязаний молодых пианистов в восьмой раз.
В течение двух апрельских недель Колонный зал Национальной филармонии был отдан во власть конкурсных прослушиваний. Играли 18 музыкантов в средней и 31 в старшей группах – представители Беларуси, Германии, Греции, Грузии, Италии, Китая, Кореи, Польши, России, Румынии, Сербии, США, Украины, Франции и Японии. Его первый этап, включающий конкурсные соревнования группы "горовец-дебют" и младшей группы, состоялся в запланированные даты, 24-31 октября 2008 года. Но затем сроки проведения состязаний в средней и старшей возрастных категориях из-за отсутствия финансирования были перенесены с весны 2009-го года на текущий момент.
Ожидание, неизвестность буквально изматывали дирекцию конкурса во главе с Юрием Зильберманом, президентом фонда Горовица, настоящим энтузиастом академической музыки. В результате горячая готовность молодых музыкантов из разных стран играть на киевском конкурсе в 2009-м частично „перегорела” из-за переноса, и приехали далеко не все, жаждавшие этого год газад...
И все же конкурс удался! Среди его участников было много отлично обученых, достаточно зрелых, способных музыкантов. Они подготовили большой сложный репертуар. Обязательные номинации первого тура – прелюдия и фуга Баха, классическая соната, виртуозный этюд, произведение украинского композитора.
Во втором туре регламент допускает программы достаточно свободные. Кто-то играл старинные сонаты, кто-то предпочел русский романтизм Балакирева, Скрябина, знаменитые сложнейшие транскрипции Листа, Горовица на темы Шуберта, Бизе, Паганини. Традиционно-много было Рахманинова, Шопена. Исполняли импрессионистов (Равеля, Дебюсси), композиторов ХХ века – Шостаковича, Прокофьева, Стравинского, Караманова, Сильвестрова. Участники стремились играть разностилевую традиционную музыку, позволяющую продемонстрировать виртуозность, владение пианистическими приемами, красивый звук. Идеальной же задачей было, конечно же, подчинение всех навыков авторскому замыслу через умение вложить в музыку душу, интеллект.
До III тура добрались по шестеро участников из средней и старшей групп. Выход в финал означал получение звания „лауреата”. Последний этап ставил точки над „і”. В средней возрастной группе следовало исполнить фортепианный концерт. Старшим финалистам – два – классический и романтический (либо композитора ХХ века). Им аккомпанировали Национальный симфонический оркестр (дирижер Владимир Сиренко) и оркестр филармонии (дирижер Николай Дядюра). Если сольные программы каждый готовил дома, сколько считал нужным, то выступление в третьем туре имело жесткие рамки: участник выходил на сцену после одной короткой репетиции с оркестром. Провалов не было, но выдержки, самообладания, просто физических и психологических сил хватило не всем...
Президент міжнародного благодійного фонду "Україна-3000" Катерина Ющенко
В средней группе места распределились так: первая премия – Роман Лопатинский (Украина), вторая – четырнадцатилетний Сун Ютун из Китая. Третью разделили двое претендентов: француз Женье Реми и украинка Полина Сасько. Четвертая – у румына Андрея Гологана, и пятая досталась нашей Антуанетте Мищенко. Понравился (с некоторыми оговорками) сложнейший Третий концерт Рахманинова в исполнении Реми.
Лауреати Першої та Третьої премій (у середній групі)Роман Лопатинський (Україна), Ремі Женье (Франція)
Член жюрі Вадим Руденко (Росія)
А как точна, убедительна была Полина Сасько в Первом концерте Прокофьева! В ходе традиционного заключительного концерта, уже после окончания прослушиваний Трансцендентный этюд „Метель” Листа прекрасно сыграл Роман Лопатинский. Он был убедителен и в большей части программы первых туров.
Лауреат Третьої премії (середня група) Поліна Сасько (Україна)
14-летний Сун Ютун был очень хорош и играл тонко. Я слушала оба тура молоденькой ученицы Галины Поповой китаянки Ма Ке. Яркая, зрелая, крепкая и очень выразительная исполнительница, жаль, что она не прошла в последний раунд.
Член жюрі Тетяна Рощина (Україна) нагороджую II премією (у середній групі) Ютун Суна (Китай)
Одни привезли „завышенные”, как говорят музыканты, программы, не справившись с техническими трудностями, что априори не позволяет говорить о содержании. Другие, достаточно бойко преодолевая виртуозные сложности, не смогли осмыслить сыгранную музыку. Лучшими стали те, чье мастерство было технически надежно, кто умел отрешиться от сценического волнения и увлек в свой мир слушателей. Очень хорошо играли в первых турах старшие финалисты Лука Окросцваридзе (19 лет, МГК, класс Сергея Доренского, четвертая премия) и львовянин, ученик Марии Крушельницкой Василь Котыс (вторая премия).
Лука обладает большим исполнительским обаянием, насдаждается звуковыми красками, подчиняя содержанию зрелую игру.
Лауреат Четвертої премії (у старшій групі) Лука Окросцварідзе (Грузія-Росія)
Котыса отличает безукоризненно-красивый звук, замечательное прикосновение, деликатность, уверенность. Крепко, по-настоящему артистично звучала программа киевлянки Анны Улаевой (6-я премия). Отучившись в одиннадцатилетке им. Лысенко у Нины Найдич, она продолжает занятия в академии Чайковского (класс известного нашего концертирующего пианиста Юрия Кота) и параллельно учится в академии города Граца (Австрия) в классе Миланы Чернявской. Прекрасно играл Бетховена в первом и третьем турах Алексей Коваленко из Донецка (третья премия), хороша была его „Кампанелла” Паганини-Листа-Бузони в заключительном концерте. Его педагог Вячеслав Бойков – известный „кузнец лауреатов”, подготовивший не одного победителя Горовица. Понравился гнесинец Александр Карякин (пятая премия), чье исполнение Баха –филиграннейшая тончайшая материя, божественный звук, микроскопическая интонационная точность и восторг! А „Кармен” Бизе-Горовица – богатство красок, полнота эмоций, один из запоминающихся эпизодов конкурса.
Лауреат Другої премії (у старшій групі) Василь Котис (Україна)
Голова жюрі, композитор Олександр Злотник
Голова жюрі, Олександр Злотник нагороджує переможця конкурсу в середній групі Романа Лопатинського (Україна)
Победителем, очевидным лидером стала вышедшая вперед с большим моральным отрывом корейская пианистка, 26-летняя Ким Го Вун. Ученица покойного профессора Льва Наумова сегодня продолжает обучение в классе доцента МГК Максима Филиппова. Она была неподражаемо-уверенной, артистичной, безукоризненной, традиционной и свежей, тщательно-рассчетливой и спонтанной. Ее мастерство увлекало, завораживало, обескураживало! Например, в пьесе харьковчанина Владимира Птушкина пианистка открыла, возможно, замысел более глубокий и яркий, чем даже полагал автор.
Диригент симфонічного оркестру Національної Філармонії Микола Дядюра нагороджує переможницю конкурсу в старшій групі Кім Го Вон (Корея)
Запомнился не дошедший до финала яркий конкурсант-украинец Валентин Валентиев, студент швейцарской музыкальной академии в г. Базеле (класс молодого профессора Адриана Оэтикера). В первом туре он играл ярко-индивидуально, „выпукло”, интересно. Но во втором, считаю, не совсем продуманно составил программу, играл неровно, что не позволило ему выйти в финал.
Директор конкурсу Юрій Зільберман нагороджує спеціальною премією Ремі Женье (Франція)
К сожалению, в беседах с конкурсантами прозвучала критика невысокого качества репетиционных инструментов, да и рояль Steinway на сцене далек от идеала. И о „быте”.На первых турах в зале стояло много пустых приставных стульев, а во время заключительного оркестрового этапа, когда публика буквально ломилась в зал, их убрали.
Грає лауреат Першої премії (у середній групі) Роман Лопатинський
Грає лауреат Першої премії (у середній групі) Роман Лопатинський
За диригентським пультом Народний артист України Микола Дядюра
Администрации филармонии пришлось открыть входы на балкон, где работало жюри. Такая активность – настоящий антикризис: мы устали от политических интриг, слушатель стремится к духовному, жаждет искусства.
Конкурс закончился, король умер – да здравствует король!
Грає лауреат Першої премії (у старшій групі) Кім Го Вон
Автор: Ольга Кізлова
Фото: Сергій Пірієв
Колективи: Академічний симфонічний оркестр Національної філармонії України, Національний заслужений академічний симфонічний оркестр України
Виконавці: Поліна Сасько, Роман Лопатинський, Василь Котис
Музикознавці: Ольга Кізлова
Діячі мистецтв: Олександр Злотник
Концертна організація: Національна філармонія України
Концертний зал: Колонний зал ім. М.В. Лисенка Національної філармонії України
Конкурс (фестиваль): Міжнародний конкурс молодих піаністів пам'яті Володимира Горовиця
Фотоальбом:
|