Гия Канчели: «Война – безумство» | Music-Review Ukraine
Головна
Огляд
Гия Канчели: «Война – безумство»
Василевич Юрій
Мимрик Михайло
Москаленко Олександр
Гданський Сергій
Київський камерний оркестр
Київський квартет саксофоністів
Муніципальний камерний хор
Гобдич Микола
Кофман Роман Ісаакович
Гия Канчели: «Война – безумство»
19 травня 2015, вівторок
Поширити у Facebook

Легендарный грузинский композитор, живой классик, знакомый миллионам по популярным мелодиям к фильмам «Мимино», «Кин-дза-дза» Георгия Данелия и музыкальным спектаклям (прежде всего к «Хануме», идущей на многих сценах бывших союзных республик и в Украине в том числе), а также покоривший гурманов классической музыки своими симфоническими и камерными композициями, посетил Киев накануне своего 80-летия.



В концерте приняли участие киевский камерный оркестр под руководством Романа Кофмана, муниципальный камерный хор «Киев» под руководством Николая Гобдича и киевский квартет саксофонистов под руководством Юрия Василевича.

– Гия Александрович, с каким настроением вы приехали в Киев?

– Для меня всегда большая радость бывать в вашей столице. История моих отношений с Киевом длится, наверное, уже около 50 лет. Сорок восемь лет тому назад, когда мы с супругой соединили наши судьбы, приехали в свадебное путешествие в Киев. С того времени у меня необычайная любовь к этому городу, к этой стране и к этому народу. Здесь в разное время прошло немало моих концертов. И мне очень приятно, что я сумел доковылять до такого возраста и в год своего юбилея опять попал в ваш замечательный, неповторимый город. Хочется не ударить лицом в грязь, хочется, чтобы моя музыка понравилась киевскому слушателю.



– С чем  приехали  на сей раз?

– Сегодня будет исполнено четыре произведения. Первое для хора и нескольких ударных. Оно называется «Убаюкивание солнца». Это произведение было написано для фестиваля, посвященного солнцу, который проходил в Риге. В фестивале участвовали представители разных континентов и все посвятили свои сочинения солнцу. Дальше – сочинение на слова нашего гениального поэта Важа Пшавелы «Война – безумство» для хора и квартета саксофонов. Смысл этого сочинения в его названии: война напрасна, если даже хотите, война – глупость. Второе отделение – «Ночные молитвы» для соло (сопрано), саксофона и камерного оркестра.


И, наконец, произведение, которое я посвятил моему другу Георгию Никола­евичу Данелии, с которым имел честь работать еще с начала в шестидесятых прошлого века, – «Маленькая Данелиада». В нем использованы темы, в свое время написанные для его фильмов. Для меня это произведение дорого особенно потому, что в нем я постарался показать, что в моей музыке не обязательно капают слезы, иногда я умею улыбаться.

Программа составлена из авангардной и популярной музыки. Считаю, что музыка должна быть разная, потому что слушатели разные.

Вы много работали для театра. Расскажите об этой странице вашего творчества.

– Это долгий разговор. Самая интересная история связана с «Ханумой», у которой сложилась счастливая сценическая судьба. Роберт Стуруа, великий грузинский режиссер, поставил «Хануму» в тбилисском театре Руставели. Я написал музыку к нему. Потом спектакль в один из приездов в Тбилиси посмотрел Георгий Александрович Товстоногов. И решил поставить его в Большом драматическом театре в тогдашнем Ленинграде. Пригласил двух авторов – Бориса Рацера и Владимира Константинова, которые должны были написать куплеты к постановке с учетом вкусов русской публики.

Когда они почувствовали, что спектакль получается удачным,  обратились ко мне, чтобы я написал музыку. Затем он был поставлен в Одессе, в театре музыкальной комедии. Рацер и Константинов уверяли меня, что если роль князя Понтиашвили сыграет Михаил Водяной, спектакль распространится, как венерическая болезнь. Так оно и вышло. «Ханума» шла минимум в 80 театрах, даже в городах, которые в ту пору были засекречены, например в Арзамасе-16. Когда число постановок достигло многих десятков, Рацера и Константинова прозвали «Двое на Канчели». Кстати, «Хануму» поставили тогда и в Киеве в самодеятельном театре дворца культуры завода «Химволокно». У меня была переписка с организаторами и руководителями этого театра. Я высылал им партитуру спектакля. Они приглашали меня на премьеру. Правда, приехать я не сумел, но поздравил театр телеграммой.

– Известно, что вы уже давно не живете в Грузии.

– Да, 20 лет я живу в Антверпене и считаю Бельгию своей второй родиной. Несколько лет назад меня загнали в искусственную кому – привезли в клинику в Антверпене, охладили и не знали, что будет со мной, когда меня опять приведут в чувство. К счастью, когда они меня согрели, я вернулся к жизни нормально мыслящим. Как вы считаете, по-моему, я нормально мыслю?

– Вы человек с большим житейским опытом. Какие правила вынесли из жизни? Поделитесь ими.

– Я понял одну важную вещь. С самых древних времен происходит борьба зла с добром. Зло всегда бывает агрессивным. Добро – необычайно уязвимым. Но, как ни странно, в конечном итоге добро все­гда побеждает зло. Так же в каждом из нас два эти чувства – добра и зла – присутствуют. И самое главное – уметь в самом себе вызывать эмоции добра, которые должны превалировать над отрицательными эмоциями. В моей музыке, как мне кажется, присутствуют эти два момента. А вообще я не могу похвастать каким-то великим знанием. Напротив. Вот недавно сочинил произведение и назвал его тремя шумерскими словами, которые означают «я не знаю». Когда я был молодой, когда я достиг средних лет, то думал, что что-то знаю. Сегодня, когда мне исполняется восемьдесят, я понял, что не знаю ничего. Я ничего не могу понять, что вокруг нас происходит и почему это происходит. Очень завидую тем людям, которые все знают. Вот такие мысли и беспокойство в связи с ними, отображаются в моей музыке.

 



Автор: Валерій ПОЛІЩУК
Колективи: Київський камерний оркестр, Київський квартет саксофоністів, Муніципальний камерний хор "Київ"
Виконавці: Юрій Василевич, Михайло Мимрик, Олександр Москаленко, Сергій Гданський
Диригенти: Микола Гобдич, Роман Кофман
Концертна організація: Національний портал академічної музики “Music-review Ukraine”, Національна філармонія України
Концертний зал: Колонний зал ім. М.В. Лисенка Національної філармонії України
Джерело: rg.kiev.ua



Інші:

Вперше в Одесі: філармонія представила Суму часу та Пісню без слів
«Пригоди Орфея» - французько-українська постановка в Національній опереті України
Дві українські організації в Чехії відзначили ювілеї своєї діяльності
В театрі Франка резентували виставу "Шевченко 2.0"  Харківського академічного театру імені Тараса Шевченка "Березіль".
Відбувся перший концерт нового проєкту від INSO-Львів на сцені Barvy Hall
Концерт «Польська музика в Україні» ансамблю солістів «Київська камерата» під батутою польсько-українського маестро Романа Реваковича
Обговорення дезінформації: показ фільму «Zinema» та дискусія з міжнародними експертами в Торонто
Камерна опера “Русалонька” у “Малярці”
Завершився проєкт з оцифрування кіноархіву «Національної кінематеки України»
У херсонському укритті відбулась прем’єра моновистави
У Венеції оперою GAIA-24 закрили публічну програму Українського павільйону
Композитор зіграв концерт на російській ракеті, компоненти якої замінили на струни
“Вечір аргентинського танго”
У Києві відбувся концерт із нагоди 85-річчя композиторки Лесі Дичко
Рефлексії про втрачене та мрії про майбутнє
Французький віртуоз без нот на відкритті XIV Міжнародного львівського органного фестивалю
У Херсонському укритті провели обряд ворожіння
«Трубадур» – нова версія класики
«Король Артур» від Open Opera Ukraine: у пошуках героїв, сенсів та актуальних меседжів
“Ці діти ще не раз повернуться до концертного залу”
Обʼєднані сакральною спадщиною
Одеська опера тріумфально провела IX Міжнародний фестиваль мистецтв «Оксамитовий сезон в Одеській опері»
У Херсоні показали осінню терапію
Камерний оркестр імені Дмитра Ахшарумова виступив під орудою польського диригента
Зшивання країни нитками культури
Доступний театр: додатки Earcatch і Subcatсh презентували в Національній опереті України
Мікс жанрів
У Харкові пройшов фестиваль "Арфові Барви 2024: акустика та цифрові технології"
Сьогодні на Одещині відкривається міжнародний органний фестиваль ім. Теофіла Ріхтера
Віват, Схід Опера!
В Україні вперше пройшли концерти кримськотатарської симфонічної музики
Веселе хуліганство, але з тонким смаком
Післямова до фестивалю «Два дні й дві ночі нової музики»
Херсонці відвідали музично-терапевтичну програму
Символи війни у творах українських композиторок
Музика австрійського композитара, автора понад ста симфоній, звучала в чернігівській філармонії
Житомирська філармонія відкрила новий сезон виступом симфонічного оркестру з Черкас та столичного квартету тенорів
Національний президентський оркестр виступив у Кропивницькому з благодійним концертом 
У Львівському органному залі тріумфально прозвучав Гімн Незламності українців
З нагоди Дня міста незламний Харків вітали світові оперні зірки. Людмила Монастирська та Олег Злакоман заспівали у великому концерті «Хариків об’єднує серця!»
      © 2008-2024 Music-review Ukraine



File Attachment Icon
11167962_943999278985086_1649044335674449803_n.jpg