Юрий Зильберман: «Горовиц – один, он король королей-пианистов!» | Music-Review Ukraine
Головна
Інтерв'ю
Юрий Зильберман: «Горовиц – один, он король королей-пианистов!»
Зільберман Юрій Абрамович
Юрий Зильберман: «Горовиц – один, он король королей-пианистов!»
Часть первая
31 жовтня 2010, неділя
Поширити у Facebook

Юрий ЗильберманВ эксклюзивном интервью для Music-Review Ukraine генеральный директор Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица Юрий Зильберман рассказал о проблемах в подготовке конкурса, целях фестиваля "Виртуозы планеты", организации гастрольной деятельности украинских музыкантов и необходимости принятия в Украине закона "о мецентацтве".


Досье
Юрий Зильберман талантливый теоретик, один из ведущих специалистов КИМ им. Р.М. Глиера. Автор лекционных и практических курсов "Организация концертной и гастрольной деятельности", "Менеджерская практика". Кандидат искусствоведения (диссертация "Владимир Горовиц в культурной среде Киева конца XIX - начала ХХ века"). Основатель и генеральный директор Международного конкурса молодых пианистов памяти В. Горовица. Президент Международного благотворительного фонда конкурса В. Горовица, директор Международного фестиваля "Киевские летние музыкальные вечера". Президент Ассоциации академических музыкальных конкурсов (Украина).


Юрий Абрамович! Отгремели страсти VIII конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица, который в этом году отметил свое 15-тилетие. Конкурс оказался самым сложным?
– По сложности подготовки он был не просто сложным – критическим! Ведь в 2009 году мы его перенесли на 2010-й в расчете на то, что появится хоть какое-то финансирование. Министерство культуры и туризма Украины профинансировало конкурс, только месяцем позже и в очень ограниченном объеме.

В свое время экс-мэр Киева Александр Омельченко поддерживал этот музыкальный форум. Состоялось ли сотрудничество со столичной мэрией на сей раз?
– К сожалению, денег в киевской казне нет, поэтому городские власти обратились в Министерство культуры, чтобы оно взяло на себя расходы. Мы прошли через тернии «нового» учредительства – постановления, утверждения, регистрацию Минюста, но «маємо те, що маємо»…

В чем Вы видите главную проблему?
– Проблемы нет. Есть удивительное безразличие. Получить бюджетные деньги в любой стране всегда очень сложно. Причем, тяжело как добиться их, так и тратить. Существует целый ряд ограничений, и это правильно с точки зрения государства. Но у нас такие трудности зачастую неразрешимы. А уж оправдание всегда находится, – грядут очередные выборы или вот-вот наступит кризис, или где-то в Африке случилось наводнение…

– Важно, чтобы конкурс Горовица поддерживало именно государство?
– Хотелось, чтобы он существовал так, как был задуман, – одним из государственных конкурсов. Фактически, у нас не так много подобных мероприятий: кинофестиваль «Молодость», давно известный за рубежом, Национальный конкурс имени Лысенко и конкурс Горовица, который представляет Украину во Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов (WFIMC). Эти акции в определенном смысле формируют престиж страны, поэтому их первоочередная поддержка была бы естественна. Так поступает рачительный хозяин. Он вкладывает в то, что приносит ему, пусть имиджевый, но доход.

– А получается все, как в первый раз...
– Да, у нас каждый последующий конкурс – как новый. Если готовитесь к конкурсу Лысенко, то финансируйте его нормально! Не хватайтесь за него в авральном порядке за десять дней до начала. Чтобы организовать конкурс, необходимо как минимум за два года начать подготовку: создать рабочую группу, определиться с программой, составить условия, отпечатать и разослать проспект, затем – отвечать на письма, отсылать приглашения, договариваться с кандидатами в члены жюри и т.п. Словом, работы хватает. А у нас за месяц перед соревнованием только начинают создавать оргкомитет. Такая наспех сколоченная акция не может не обернуться конфузом: в результате ее участниками становятся три китайца и три украинца.

Професор НМАУ Валерій Козлов, піанисти Олексій Грінюк та Вадим Холоденко – Каков же выход из сложившейся ситуации?
– Я много раз пытался объяснить: создайте некую структуру, которая бы постоянно занималась музыкальными конкурсами. Выделите ей какие-то небольшие деньги, но пусть это будет постоянное финансирование. Ведь существовала в течение многих лет Дирекция конкурса Горовица! Ее содержание оплачивал городской бюджет, и работа велась круглогодично. В итоге наш конкурс довольно быстро завоевал известность в мире, стал членом Европейской и Мировой федераций конкурсов музыкальных исполнителей. Мы организовывали концерты своих лауреатов в десятках стран мира, выпускали диски, видеофильмы, обменивались концертами победителей состязаний с другими конкурсами, издавали дайджесты прессы, устраивали мастер классы выдающихся музыкантов современности… И все это – только благодаря ежедневной работе в течение многих лет. Жаль, что все уже в прошлом. Хотя по инерции еще сохраняется часть направлений нашей деятельности, но, например, уже два года не было гастролей по Америке. А ведь с 1995-го концерты в Нью-Йорке, Вашингтоне, Филадельфии, Атланте, Чикаго и других городах США проводились регулярно.

– Как нынешняя ситуация отразилась на конкурсе Горовица?
– Накануне открытия был подписан указ о его финансировании. Но в день открытия, 12 апреля, министерство уже не могло данный указ выполнять. И это совершенно справедливо, т.к. казначейство не имеет права перечислить предоплату мероприятию, которое началось. Пришлось ждать окончания конкурса. И только после сдачи отчетов мы получили деньги. Все это абсолютно законно с точки зрения министерства финансов. Но тогда возникает вопрос: за какие средства проводить форум? Ведь семеро из девяти членов жюри – иностранцы. Они не станут ждать, когда мы оплатим билеты, гостиницу? И где они должны находиться в двухнедельный конкурсный период? А как быть с премиями? Писать во Францию, США, Гонконг, что мы выплатим их через полгода? Мы понимаем, что таково законодательство и Министерство культуры не вправе его нарушить. Но от этого не легче.

– Возможно, нашему государству не нужен такой конкурс?
– Уверен – нужен! С 30 сентября по 23 октября в Варшаве проходит ХVI конкурс Фредерика Шопена. Польский канал «Культура» транслирует его с утра до вечера. Многие коммерческие каналы Польши ежедневно(!) сообщают о новых результатах, перемежая информацию показом фрагментов выступлений конкурсантов. В интернете идет прямая трансляция событий. Причем качество изображения и звука прекрасное! Сейчас вся Польша «заражена» конкурсом. Вы думаете, что это было бы возможно без участия государства? Вот Вам и ответ на вопрос. Да, Владимир Горовиц – не национальный герой, хотя это и спорно. В ХХ веке было много изумительных пианистов – Рихтер, Гилельс, Микельанджело, Глен Гульд и многие-многие другие. Но Горовиц – один, он король королей-пианистов! Почему же стране не гордиться таким сыном, воспитанником киевской пианистической школы?

Владимир Горовиц– Ваша команда, которая организовала и провела конкурс, – своеобразное министерство в миниатюре. Она доказала, что способна реализовать проект, требующий значительных человеческих ресурсов, думаю, не менее 50-ти человек. Как Вам это удалось?
– Секрета здесь нет. Команда – это профессорско-преподавательский состав Киевского института музыки имени Рейнгольда Глиэра. А работаем мы на конкурс Владимира Горовица, фестивали (а их у нас три), менее известные, но «родные» для нас конкурсы Елены Вериковской (фортепиано), Владимира Антонова (деревянные духовые инструменты), региональные конкурсы народных инструментов и скрипачей, Летнюю музыкальную академию и т.д. Трудимся ежедневно, круглый год – и так много лет. Отсюда и результат. К нам присоединяются все, кому не равнодушны судьбы молодых талантливых музыкантов, – люди, которые хотят, чтобы такие музыкальные события происходили в Украине. В этом случае любые политические пристрастия сходят на нет. Ведь нам помогали фонды и Леонида Кучмы, и Катерины Ющенко, банки и иностранные компании, а иногда – просто жители города, которые приходили в филармонию и спрашивали: «Чем помочь?»

Вы подчеркиваете, что вершина любого влиятельного музыкального состязания не сам конкурс, а последующие гастроли лауреатов. Концерты, проходящие в рамках Летней музыкальной академии, как поддерживаются? И какова цель созданного Вами фестиваля «Виртуозы планеты»?
– Конкурс представляет собой комплекс музыкальных мероприятий: фестивали «Летние музыкальные вечера» и «Виртуозы планеты», «Летняя музыкальная академия», гастрольные поездки лауреатов в разные страны мира... Все это, фактически, единый организм, где каждый орган работает на целое. Без фестивалей не было бы обмена концертами с другими конкурсами, без Академии подготовка к каждому последующему конкурсу не была бы полной, особенно для украинских участников, которые получают возможность заниматься с великолепными педагогами да еще и играть с профессиональным оркестром.

– Как это можно охватить?
– Невозможно постоянно арендовать концертные залы, тем более за бюджетные деньги, что в принципе исключено. Значит, нужно иметь ряд фестивалей, в концертах которых победители различных конкурсов мира могут выступить с оркестром или соло. Соответственно, горовицевские лауреаты «в обмен» получат возможность поехать в другие страны. Так происходит уже много лет. Конечно, при наличии собственного зала многое можно было бы делать и чаще, и лучше. Но, к сожалению, ни советские власти, ни нынешние, за почти двадцатилетие независимости, не дали музыкальным учебным заведениям ни малейшего намека на то, что они нужны государству. Так и живем. Они делают вид, что заботятся о нас, мы, – что понимаем их трудности. А музыканты, выходя из наших стен, думают только об одном: перебраться ползком хоть в Польшу, хоть куда, только не оставаться здесь! У нас нормальный зал с естественной акустикой – один на трехмиллионный город, инструменты, доживающее свой век, старые, зарплаты нищенские…

– Есть ли тенденции к тому, чтобы лауреаты конкурса Горовица, могли выступать за пределами столицы Украины?
– Наши лауреаты играют достаточно регулярно. Во-первых, приглашают областные филармонии. На мое предложение откликнулись практически сразу же около 15-ти областных концертных организаций. Видимо, марка конкурса и уровень исполнителей дают о себе знать. Но гастроли по Украине легки и необременительны для украинских лауреатов. А, например, среди победителей последнего конкурса Владимира Горовица – молодые пианисты из Кореи, Сербии, Франции, Китая, России. Наши областные филармонии не в состоянии оплатить этим музыкантам перелет в Украину. В этом трудность организации концертов для лауреатов.

Музичний продюсер засновник та директор Міжнародного музичного фестивалю в Ньюпорті Марк Малкович– И приоритетными остаются зарубежные гастроли?
– Я хочу, чтобы лидеров наших состязаний как можно больше слышали за границей. Почему? Там есть развитая сеть агентств и, естественно, перспектива быть услышанным, а затем и приглашенным к концертированию. Поэтому ставка на зарубежные гастроли, с одной стороны, – реклама конкурса, а с другой – возможность дальнейшей концертной деятельности.

– Поддерживаете ли Вы лауреатов, которые перешагнули рубеж младшей и средней групп конкурса? Ведь многие из них покинули Украину по тем или иным причинам.
– За последние 20 лет Украина потеряла 7 млн человек. И среди них пусть даже 5 тысяч – это высококлассные специалисты. В данном случае предъявлять претензии некому. Уровень жизни слишком низкий. Ведь что может сделать концертирующий пианист в Украине? Сыграть по одному разу в год в областных филармониях, скажем, 15 концертов. И получит он за каждый из них, в лучшем случае, около 300 евро. Он не сможет содержать семью на эти деньги. А в странах Западной Европы он даст 10 концертов, и даже если заработает всего 1500 евро за концерт, но в общей сложности – 15 000 евро. Утечка умов (музыкантов высокого уровня) – это большая проблема для страны и ее будущего. Уже сейчас музыкантов привлекают не только европейские зарплаты, но и востребованность, которая в нашей стране не столь высока, как за рубежом. И тут мы ничего не можем сделать. Я уже приводил в пример транслируемый всеми каналами сегодня варшавский конкурс Шопена. Могу добавить, что билеты в конкурсный зал (а он в три раза больше нашей филармонии) были проданы в мае(!), то есть за полгода до конкурса. У нас же во время конкурсных прослушиваний при открытой двери филармонии 600-местный зал не всегда заполнен. Да и СМИ отнюдь не жаждут показывать репортажи с конкурса, – «не формат», как говорят они, подсчитывая возможные убытки.

– Это связано не в последнюю очередь с отсутствием государственных грантов и закона о меценатстве. В какой мере такая политика в Украине реализуема?
– Для Украины этот закон необходим, как воздух. На сегодня очень многие наши соотечественники, обладающие капиталом, не могут давать деньги на культуру, при этом выплачивая еще и налог. В США это выгодно почему? Любой налогоплательщик знает, что отдав 30% дохода на благотворительность, он не будет облагаться налогом, что, в конечном счете, не только выгодно, но и почетно.

– К тому же он знает, что его деньги пошли на благое дело…
– Более того, он еще выигрывает в престиже. И это приятно вдвойне. В Украине такой человек деньги просто теряет.

– Тогда с чем связана поддержка состоявшегося конкурса Горовица рядом влиятельных коммерческих и финансовых организаций?
– В первую очередь, довольно высоким положением в музыкальной жизни, которое конкурс завоевал за 15 лет существования. Кстати, есть и те, кто сотрудничают с нами с первых дней, – например, «Укрсоцбанк». И хотя они не могут финансировать конкурс в полном объеме, всегда помогают.

– Можно сказать, что бизнес более стабилен в обещаниях, нежели государство?
– Да, безусловно! Более того, с каждым годом финансовых учреждений у нас становится больше и больше. Они всегда поддерживают различные неприбыльные организации – детские дома, больницы, школы. А в случае с конкурсом Горовица это еще и престижно. Возможно, через 30 лет к нам будет очередь, которая сейчас существует, к примеру, в «Метрополитен Опера». Там меценаты жалуются, что ждут возможности сделать взнос по несколько сезонов. Прежде всего, конечно, они хотят видеть свою фамилию в буклете рядом с влиятельнейшими людьми планеты. Но в этом есть и психологическая установка, – в Америке благотворительность не только поощряется налоговыми льготами, но и укрепляется в сознании общества как моральное кредо: «Ты разбогател, у тебя много денег – ты должен помочь другим, у кого их нет». Вы же читаете о кампании благотворительности, инициатором которой выступает Билл Гейтс? По-моему, уже пара десятков миллиардеров поддержали его и готовы пожертвовать огромные суммы на благотворительные цели.

– Страсти после любого конкурса постепенно стихают, но всегда хочется оставить себе какой-то сувенир или приобрести запись на память.
– Отсутствие этой важной составляющей у конкурса Горовица связано с налогообложением в нашей стране. Все, безусловно, должно быть грамотно и законно. Но, с другой стороны, в «Карнеги-Холле» после моего концерта продаются мои диски, что не совсем правомочно. Однако на это закрывают глаза. У нас же – Боже сохрани! Мы даже буклеты не имеем права продавать, а не то что диски, сувенирную продукцию с аксессуарами конкурса… Здание-то филармонии мы не арендуем, а платим за услуги (как бы компенсируем им убыток от концерта, отмененного по нашей вине), то есть, мы не являемся собственниками. Хотя такая практика принята во всем мире. Судите сами: есть много желающих купить, скажем, ручку с эмблемой конкурса Елизаветы или значок с портретом Клайберна, или копию золотой медали лауреата.

–...но остается память.
– Да! А устроители таким образом могли бы компенсировать затраты, например, на воду, чай, кофе для жюри или цветы, а также на зарплату администраторов (я уже говорил, что на конкурсе работает до 50-ти человек обслуживающего персонала), ведь такие расходы не могут входить в смету бюджетного финансирования.

– Так сложилось, что с момента основания конкурса председателем его жюри несколько лет был композитор Иван Карабиц. Были конкурсы, где главенствовали дирижер Роман Кофман, композитор Мирослав Скорик. Нынешним форумом руководил опять же композитор Александр Злотник, ректор Киевского института музыки. Почему фортепианный конкурс возглавляют не пианисты?
– Это мировая практика. Дело в том, что председатель жюри обладает правом двух голосов. И если он пианист, то его профессиональные приоритеты могут сыграть отрицательную роль.

– Главой конкурса такого уровня должен быть выдающийся музыкант?
– Именно музыкант, но не пианист, точнее, не специалист в этой области. Замечательно, когда известный скрипач Брон возглавляет какое-то скрипичное жюри. Но если бы я организовывал скрипичный конкурс, то главой жюри его бы не пригласил. Ведь он исполнитель и педагог. Он дает мастер-классы по всему миру, у него миллион учеников. Это означает, что вероятны какие-либо предпочтения. А авторитет председателя жюри очень высок, у него, как правило, есть некая авторитарность, особенно если это сильный человек. И не хотелось бы, чтобы он оказывал влияние на других арбитров.

– Можно утверждать, что конкурс Горовица абсолютно объективен?
– Авторитет завоевывается долго и упорным трудом. Потерять его можно в одну минуту. Поэтому мы так придирчиво отбираем в жюри музыкантов. Конечно, на первом месте стоит репутация концертирующего исполнителя, педагога в музыкальном мире. Но мы обращаем внимание и на характер кандидата, чтобы создать максимально комфортную психологическую атмосферу для всего состава судейской коллегии. Кроме того, мы достаточно часто меняем членов жюри.
Олексій Грінюк

– В то же время, есть имена, которые встречаются не единожды за последние десять лет.
– В двух конкурсах это вполне возможно. Но до третьего не допустили ни одного. Ротация обязательна. В данном случае действуют правила устава Всемирной федерации.

– Кто регулирует процесс отбора кандидатур?
– Подготавливаем предложения мы. Федерация не утверждает состав жюри, но следит за соблюдением установленного порядка. Ведь мы подаем подробнейший отчет, и каждый год в апреле он обсуждается на Генеральной ассамблее федерации.

– Проблема со взносами в ассоциацию конкурсов со стороны конкурса Горовица существует довольно давно. Как она решается?
– Ежегодные взносы в общественные организации не могут быть оплачены из государственного бюджета. Исключения делаются лишь для таких общественных организаций, как ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ и т.п. Поэтому мы ориентируемся на спонсорские средства.

– Как на это реагирует федерация?
– Это проблема каждого конкурса: «Мы вас приняли – вы обязаны платить членские взносы». Ведь на какие средства будет существовать сама федерация, выпускать ежегодный журнал, а также информировать, поддерживать сайт и многое другое? Помимо этого реализуются еще и культурные проекты, которые утверждаются на Генеральной ассамблее.



Автор: Олександр Пірієв
Діячі мистецтв: Юрій Зільберман
Навчальний заклад: Київський інститут музики імені Р. М. Глієра



Інші:

Герман Макаренко, диригент Національної опери України, художній керівник оркестру «Київ-Класик»
Кері-Лінн Вілсон, канадсько-американська диригентка
Василь Гречинський, художній керівник і диригент нью-йоркського хору «Думка»
«В Україні надзвичайно цінують органне мистецтво»
Віталій Пальчиков: "Одержимість ідеєю я взяв за основу..."
Анжеліна Швачка: «Оперний співак повинен мати залізну волю і залізні нерви»
Концерт заради миру: як Омар Арфуш змінює світ через музику
Диригентка Оксана Линів — про дебют в Метрополітен-опера і просування української музики в світі
"У нас іншого шляху немає, ми мусимо інтегруватися в світову культуру" – Струтинський
Йорг Цвікер: «Якщо тримати очі відкритими, життя пропонує стільки чудових речей!»
Незрівнянний світ краси: що розповідає і що приховує фільм про Назарія Яремчука
Музична керівниця Національної філармонії Наталія Стець: «Представили за сезон понад 1 тис. 120 концертів»
Як готують шоу Within Temptation на ATLAS UNITED 2024 — інтерв'ю з композиторкою Марією Яремак
Наталія Пасічник, директорка Українського інституту у Швеції
Петро Качанов: «Без глядачів театр – це просто приміщення»
Я не заспівала жодної російської опери, — Софія Соловій
«Елегія військового часу»
Головний диригент Полтавського театру імені Гоголя Олександр Сурженко відзначає 65-річний ювілей
Ярослав Ткачук: життя у… балеті
Андрейс Осокінс, латвійський піаніст
КОМПОЗИТОРКА БОГДАНА ФРОЛЯК: «ТРАГІЗМ, СВІТЛО, ДРАМАТИЗМ І НАДІЮ ПЕРЕЖИВАЄМО МИ, УКРАЇНЦІ, В ЦЕЙ ТЯЖКИЙ ЧАС ВІЙНИ»
Світова зірка Людмила Монастирська
Роман Григорів, Ілля Разумейко: «Сучасне мистецтво, сучасна опера — це те, що відрізняє нас від росії»
«В Європі почали слухати українську музику»
Диригентка Оксана Линів: Чайковського треба українізувати
Творчий шлях композитора і диригента з Луцька Володимира Рунчака
"Вже це все набридло": співачка Монастирська про те, як замінила путіністку Нетребко і настрої за кордоном
Львівський органний зал: українські ноти, які об'єднали світ
Музика свободи і віри
"Співпрацювати з руснею не буду", — як жив і загинув в окупованому Херсоні диригент Юрій Керпатенко
Василь Василенко: “Ми повинні відроджувати й репрезентувати своє мистецтво у світі
Олександр Родін про нові творчі проєкти
Допитували всю ніч та знімали з трапа літака: оперна співачка Марія Стеф'юк розповіла, як її переслідувало КД
Сюрпризи від Ігоря Саєнка
Актор Анатолій Хостікоєв - про театр під час війни, контакт із глядачем та чому Україні не можна програвати
Єжи Корновіч про оперу «Родинний альбом»: «Європа – це велика родина»
Микола Дядюра про прем’єру та гастрольні маршрути
Раду Поклітару: “Прем’єра “Тіней забутих предків” – це подія світового масштабу!”
Цьогоріч на Шевченківську премію подали 74 заявки у 7 номінаціях: Євген Нищук про критерії та залаштунки премії
Роман Ревакович: Останнім часом мене засипають питаннями про український репертуар [інтерв'ю]
      © 2008-2024 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
101003_319.jpg