Одесскую Оперу вновь штормит: независимый профсоюз подал в суд на Минкульт из-за директора, а худрук покинул страну | Music-Review Ukraine
Головна
Стаття
Одесскую Оперу вновь штормит: независимый профсоюз подал в суд на Минкульт из-за директора, а худрук покинул страну
Блох Борис
Одесскую Оперу вновь штормит: независимый профсоюз подал в суд на Минкульт из-за директора, а худрук покинул страну
27 травня 2016, п'ятниця
Поширити у Facebook

Одно время наша Опера была сотрясаема скандалами, затем наступил спокойный плодотворный период жизни, были выпущены резонансные премьеры. Но затишье оказалось временным, согласие – иллюзией. После долгого перерыва Одесский национальный академический театр оперы и балета снова, увы, оказался в ситуации скандала. 1 июня Одесский окружной административный суд будет впервые рассматривать иск первичной независимой профсоюзной организации ОНАТОБ (напомним, что в коллективе действуют две профсоюзные организации, речь идет о малочисленной, но очень активной) к Министерству культуры Украины.

Третьей стороной со стороны ответчика является управление культуры, национальностей, религий и охраны объектов культурного наследия Одесской облгосадминистрации. Суть претензий такова: «18 января 2016 г. в министерстве культуры Украины состоялся конкурс на замещение вакантной должности генерального директора Одесского национального академического театра оперы и балета. Истец считает, что конкурс проведен с нарушением действующей редакции Постановления Кабинета Министров Украины от 03 сентября 2008 года № 777».

Одеський Національний академічний театр опери та балету

Пункт 13-й указанного Постановления говорит о том, что обязательным условием проведения конкурса является его открытость. А раз профсоюз не присутствовал на заседании конкурсной комиссии, выходит, все недействительно. Глава независимого профсоюза Виталий Сивоглаз в комментарии «Думской» заверил, что ничего личного против нынешнего директора Надежды Бабич не имеет, и если она снова займет свою должность после отмены предыдущей процедуры и проведении новой, его организация возражать не станет.

«Но это вряд ли может произойти, — предполагает Виталий Васильевич. – Ведь с 24 февраля нынешнего года действует Закон № 955-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения контрактной формы работы в сфере культуры и конкурсной процедуры назначения руководителей государственных и коммунальных заведений культуры. Закон требует совмещать должности генерального директора и художественного руководителя, а для этого специалисту требуется профильное образование, в данном случае консерваторское. Зная это, министерство поторопилось с фактическим возобновлением Надежды Матвеевны в должности, чтобы ее еще пять лет никто не мог тронуть. Мы до сих пор не видели на доске объявлений приказ о ее новом назначении, кстати. А худрук Борис Эмильевич Блох, последнее время работавший в статусе исполняющего обязанности, покинул Одессу и Украину. Выходит, мы ближайшие годы будем работать без художественного руководства…»

Уже бывший художественный руководитель ОНАТОБ Борис Блох, к которому «Думская» обратилась за комментарием, попросил тайм-аут. Прояснить ситуацию отчасти помогла сама Надежда Матвеевна.

«Мне все это крайне неприятно, — сказала гендиректор. – Под любым предлогом эти профсоюзные деятели, далекие от творчества, выискивают какой-то компромат, которого не могут найти. Чего им опасаться? Я не смогла получить сведения о составе этой организации, так как они утверждают, будто подвергнутся преследованиям… Насколько я знаю, сейчас там состоит из работающих на данный момент в театре четыре человека, и когда кто-нибудь из них совершает оплошность, даже выговор невозможно вынести без согласия профсоюза. Так и живем, я каждый раз обращаюсь к Виталию, он согласия не дает. О каком преследовании может идти речь? Вместо защиты якобы обиженных – поддержка вседозволенности. Виталий опытный сотрудник, замечательный машинист сцены, я рада к нему прислушиваться по многим вопросам, но он, по-моему, несколько заигрался в борца за справедливость, плодя всевозможные иски против меня. Какой бы директор одесского театра это потерпел? А я спокойна – все будет, как решит суд, на каждую претензию иска нашему юристу есть чем ответить».

Обратимся к сухому языку цифр: приказ Минкульта об увольнении Надежды Бабич в связи с окончанием контракта датирован 4 ноября прошлого года. Приказ о назначении исполняющей обязанности гендиректора ОНАТОБ – 5 ноября. Приказ о назначении по новому контракту на должность гендиректора – 3 февраля нынешнего года. Заседала комиссия для проведения конкурсного отбора на эту должность 18 января. По логике независимого профсоюза, вице-премьер, он же министр культуры Украины Вячеслав Кириленко должен был подождать до 24 февраля, пока вступит в силу новый закон. Но зачем, для чего? Кого снова прочим в директорское кресло? Если никакой другой достойной кандидатуры не просматривается – к чему иски? Так, глядишь, профсоюзные деятели потребуют вернуть Януковича и объявить ему импичмент… В предыдущие годы профсоюз оказывался часто оправданно на пике давно назревших конфликтов в коллективе, но сейчас его энтузиазм трудно понять. Нет реального повода, а о скрытой, быть может, причине никто не говорит.

К Минкульту, невольно спровоцировавшему острую ситуацию, тоже есть вопросы. Так ли уж необходимо было принимать закон о совмещении должностей? Чтобы что – сэкономить на зарплате? Заставить одного специалиста трудиться за двоих? Все-таки это очень разные профессии со множеством обязанностей. Директор занимается административными вопросами и отвечает буквально за все в театре. Художественный руководитель – не за «финансы», а за «романсы», за творческие дела. Не исключает Надежда Матвеевна того, что этот закон еще будет пересматриваться, сама жизнь к этому подтолкнет. Всевозможные финансовые проверки, накликанные бдительным профсоюзом, обнаружили отличное ведение документации.

«Я за конструктивную критику, — говорит гендиректор. – Но есть непреложные факты: приведен в порядок наш комбинат, закуплено новое современное оборудование для швейного цеха, заработанные театром средства вкладываются в его развитие. Наши специалисты при помощи опять-таки закупленного при мне оборудования, обеспечивающего их безопасность, поддерживают здание в должном состоянии. Только об этом никто не говорит, но неудачный выбор цвета сразу же заметили, что ж, я и тут прислушиваюсь, вместе со специалистами определим, как следует красить фасад».

Художественного руководителя в театре на данный момент действительно нет. Сейчас, когда Борис Блох уехал в Германию, где он проживает постоянно, все решения о подборе репертуара, назначениях на партии, присуждениях званий решаются на заседаниях коллегии. Главный дирижер ОНАТОБ Александру Самоилэ, главный режиссер Оксана Тараненко, главный хормейстер Леонид Бутенко и другие ведущие специалисты обсуждают в деталях каждую новую постановку, продумывают рентабельность идей, от чего-то отказываются – нормальная рабочая атмосфера. Коллегия проводила свою работу и до появления в театре Блоха, и во время, и после, это обычная практика. Так что отсутствием художественного руководства такую ситуацию назвать никак нельзя.

«Борис Эмильевич, когда у него закончился контракт, к сожалению, предпочел уехать, мне было очень комфортно с ним работать, он мог бы продолжать работу на всей протяженности моего контракта. Но там другая история, он не мог получить вид на жительство в Украине… Министерство культуры предложило ему работать в статусе исполняющего обязанности, только контракта у него уже не было, а значит, и вида на жительство. Однако я предложила Борису Эмильевичу продолжать сотрудничество с театром в качестве импресарио. Его идеи продолжают находить воплощение – сейчас одесский композитор Юлия Гомельская пишет музыку к новому балету «Судьбы», который поставит хореограф Сергей Кон, а идея наша с Борисом Блохом – судьбы людей нашей страны, оказавшейся на сложном историческом разломе».

Никто не будет утверждать, будто наше законодательство совершенно, что не избавляет от необходимости соблюдать законы, duralex, sedlex. Очень жаль, что театр потерял (будем надеяться, не насовсем и не вполне) такого замечательного музыканта и руководителя. К слову, намерение Бориса Блоха видеть в одесском репертуаре оперу Вагнера «Тангейзер» осуществится, только не так, как планировалось первоначально. Вместо старой фестивальной европейской постановки, которую перенесли бы на нашу сцену без изменений, появится новая, современная. Украинский дирижер Оксана Лынив, ныне работающая в Баварии, вывела театр на сотрудничество с режиссером Михаэлем Штурмом, он готов поставить у нас «Тангейзер». Ведется подготовка к фестивалю «Бархатный сезон», а для нормального развития событий нужна хоть какая-то стабильность.

Покинул свою должность и руководитель балетной труппы Юрий Васюченко. Гендиректор обращает внимание на тот факт, что у него также закончился контракт. Должность главного балетмейстера, говорит Надежда Матвеевна, в современных театрах – отмирающая. В штатном расписании появится должность художественного руководителя балетной труппы, будет проведен конкурс, в котором изъявили желание участвовать несколько известных артистов балета. Словом, бесхозной балетная труппа никак не останется, а приглашать на постановки интересных хореографов в наших условиях – не проблема.

С января 2014 года, после смерти Наталии Бевзенко-Зинкиной, в театре вакантна должность главного художника. Это, конечно, проблема, но такому специалисту, каким была Бевзенко-Зинкина, действительно сложно найти замену. Вместе с ней ушла эпоха сценографии; в городе плодотворно работает Станислав Зайцев, создающий декорации для новых оперных и балетных спектаклей, но он уже является главным художником музкомедии. Хорошие специалисты – нарасхват… А поторопиться и взять на работу случайного человека бывает себе дороже.

Резюмируя нашу беседу, гендиректор не скрыла: ей не по душе, что вокруг театра снова нагнетается атмосфера скандала по явно надуманным поводам, это не на пользу делу и репутации. Но дело сделано, иск профсоюза в суде, назначена дата первого заседания. «Думская» будет следить за ходом судебных прений.



Автор: Ірен Адлер
Виконавці: Борис Блох
Концертна організація: Одеський Національний академічний театр опери та балету
Джерело: dumskaya.net



Інші:

Станція, або розклад бажань: друга прем’єра за тиждень
Проєкт «Спадок» спільно з Музеєм Ханенків представляє альбом романсів на тексти класиків і обробки народних пісень ХХ століття
Королева українського театру. Як Марія Заньковецька "поставила на місце" Росію ще в XIX столітті і відреклася від родини заради сцени
Актор та керівник головного столичного театру звернувся до українців за кордоном
У Києві відбулася світова прем’єра першої опери Бортнянського, яка вважалася втраченою
«Театральна вечірка non stop»
Закарпатський народний хор увійшов у свій 79-й концертний сезон і розпочав підготовку до 80-літнього ювілею
НОВАТОРСЬКА ОПЕРА-КАБАРЕ «ТГШ. ПОДОРОЖ У ЧАСІ»
ДО 100-РІЧЧЯ ВІД ДНЯ НАРОДЖЕННЯ КОРИФЕЯ УКРАЇНСЬКОГО ОПЕРНО-ХОРОВОГО МИСТЕЦТВА ЛЬВА МИКОЛАЙОВИЧА ВЕНЕДИКТОВА (1924 – 2017)
Станіслав Людкевич і Василь Барвінський, які не дали затихнути українській музиці
Духовність Центральної Європи в музиці: від Пендерецького до Пярта
Мистецтво неможливого
Пам’яті тої «Рути»
«Арсенал» Довженка в Берліні: Історія, яка резонує і через століття
Мельпомена Таврії
Зараз 11 наших людей у війську, - очільник Національної оперети Струтинський
Полон в росії замість фестивалю в США: музиканти з миколаївської 36-ї бригади перебувають у неволі
10 мудрих цитат легендарного актора Богдана Ступки про життя, любов та Україну
Ярослав та Інгігерда. Тисячолітня українсько-шведська історія кохання на фестивалі Bouquet Kyiv Stage- 16 серпня
”ВІД СЯНУ до ДОНУ”
Геніальний тенор
Змушували відкопувати тіла вбитих маріупольців: історія музиканта військового оркестру
Ukrainian Freedom Orchestra втретє зазвучить у світі
У музеї на Кіровоградщині діє виставка, присвячена ювілею відомого композитора і диригента
Опера «Тарас Бульба» лютого патріота Миколи Лисенка. Як її подати світові у час війни з росією?
Українсько-польські музичні мости Фонду “Pro Musica Viva”
ОПЕРА В ЕПОХУ ЗЛОДІЙСТВА
ЄВРОБАЧЕННЯ - МУЗИКА І НЕ ТІЛЬКИ
Правила ринку: агент Линів пояснив, чому диригенти виконують твори російських композиторів
В Мюнхені запрошують на «Страту» та «Дванадцяту ніч»
Національна опера України поставить оперу "Конотопська відьма"
Українська опера Chornobyldorf виборола Премію Королівського філармонічного товариства
А ви знали, що Шевченко міг би стати й відомим музикантом?
Премʼєри в імʼя Перемоги
ЛІТЕРАТУРА З МУЗИКИ, МУЗИКА З ЛІТЕРАТУРИ
«Незламні»: музичне послання українців у другу річницю початку повномасштабної війни
«Десять років чекаємо на перемогу»: історія оркестру, який двічі з дому вигнала війна
Найкращий концерт Кіровоградської філармонії - попереду. Він буде присвячений Дню перемоги!
Музичні інструменти змінили на автомати: історії артистів театру Одеси
Оновлений репертуар, літній фестиваль та інтерактивна "Ластівка Щедрика": майбутнє Івано-Франківської філармонії в баченні Володимира Рудницького
      © 2008-2024 Music-review Ukraine