Огляд |
|
|
|
|
У авангарда есть своя классика
24-й международный фестиваль современного искусства "Два дня и две ночи новой музыки"
25 квітня 2018, середа
Поширити у Facebook
Завершился 24-й международный фестиваль современного искусства "Два дня и две ночи новой музыки", который заставил меломанов буквально ночевать в Одесской филармонии. Было что и кого послушать, ведь кроме концертной, есть и образовательная программа. В этом году для одесских студентов провел мастер-курс композитор из Чили Борис Альворадо. За два академических часа маэстро поделился своим взглядом на композиторское творчество.
- Получается, если вы дали пьесе название "Хиросима", то можете потом уже сесть за рояль и играть что угодно, вас будут воспринимать определенным образом, - говорит Борис. - Я больше доверяю музыкальной абстракции. Эмоции находятся в нас, и музыка является элементом, который вводит их в действие. Моя позиция состоит в том, что музыка - это вид идиомы (диалекта, языка), при помощи которого я пытаюсь коммуницировать с аудиторией. Абстрактная музыка открывает дверь ощущениям, убирает страх не понять замысел композитора. В каком-то смысле моя музыка - это новая логика. Для меня важны собственно звук, вибрация...
Реверанс в сторону первопроходцев жанра имеет место в каждой фестивальной программе. На концерте-прелюдии в Большом зале Одесской Национальной музыкальной академии имени Антонины Неждановой участники отдали дань памяти основателя украинской классической музыки Бориса Николаевича Лятошинского. Отмечая 50 лет со дня его смерти, известный львовский композитор и пианист Александр Козаренко и народная артистка Украины скрипачка Лидия Шутко исполнили программу из прелюдий и сонат Лятошинского, начав с наиболее популярной "Траурной прелюдии". Такая музыка еще недавно по историческим меркам считалась новаторской.
Классику авангарда исполняли и постоянные участники - Бернхард Вульф и его ансамбль перкуссионистов из Фрайбурга ("Туше" Винко Глобокара по мотивам "Жизни Галилея" Бертольта Брехта написано в 1963 году и в разные годы звучало на фестивале, в этом году публика услышала блестящую интерпретацию Бертрана Гурди).
Из открытий: впервые к нам приехал из Ливана композитор Хутаф Хури, чью по- восточному цветистую Третью фортепианную сонату сыграла одесская пианистка Татьяна Кравченко. Хутаф Хури изучал композицию в классе Юрия Ищенко в Национальной музыкальной академии Украины в Киеве в 1988-1997 годах, защитил диссертацию под руководством профессора Ивана Котляревского. Его супруга - талантливая пианистка Татьяна Примак-Хури, наша соотечественница.
Музыка Хутафа исполняется и востребована музыкантами во многих странах, он написал книги о ливанской музыке, сотрудничает с известными солистами и коллективами мира. Восток сошелся в одной программе с Западом, ведь Татьяна исполнила также "Эскизы Чюрлениса" литовского композитора Анатолиюса Шендероваса, которые прозвучали в сочетании с изысканно-сдержанным видеорядом: виньетка к нотам народной литовской песни, карандашные наброски ангелов и демонов.
Среди мини-моно-опер, которые представлял австрийский бас-баритон Руперт Бергманн, выделялась "Саламандра" одесситки Людмилы Самодаевой для пианистки, ударных и голоса. Инструментальную часть и эффектный грим взяла на себя пианистка Марина Перепелица, а экзотический видеоряд дополнил мистический образ матери всего сущего и повелительницы огненной стихии, какой саламандру увидел и воспел мексиканский поэт Октавио Пас. Композитор прожила в Мексике несколько лет, вдохновилась ею, и это вдохновение нашло выход отнюдь не в абстрактной музыке - образ перед слушателем возникал конкретный!.. К слову, все иностранные участники в обязательном порядке исполняли одно произведение украинского композитора (оно в большинстве случаев остается в репертуаре), а по возвращении, безусловно, сделают нашему городу и стране самую лестую рекламу.
Автор: Галина Марьина
Конкурс (фестиваль): Міжнародний фестиваль сучасного мистецтва Два дні й дві ночі нової музики/2Д2Н
Джерело: Вечерняя Одесса
|