|
Тет-А-Тет с Игорем Гонтарем, мастером реставратором струнно - смычковых инструментов
Мастер- реставратор рассказал о себе и Школе реставраторов
21 травня 2009, четвер
Поширити у Facebook
В беседе с главным редактором портала «Music-review Ukraine» Александром Пириевым Игорь Гонтар поделился информацией о периоде его становления под руководством выдающегося мастера Ивана Битуса,о традициях Школ реставраторов, смычковых мастерах, секретах и тонкостях изготовления смычков.
«Кто» или «что» повлияло на Игоря Гонтаря, в свое время ещё молодого скрипача, на желание быть именно скрипичным музыкальным мастером?
— Я точно не вспомню год, когда стал сам для себя изготавливать разные скрипичные детали, потому как не мог подобрать что-нибудь удобное. В тот момент, будучи студентом училища, я занимался частным образом у одного педагога. И она, оценив одну из моих работ, скрипичный подбородок, познакомила меня с Иваном Леонтьевичем Битусом. Иван Леонтьевич посмотрел на мою работу и сказал ей: «мальчик имеет терпение, и если хочет, пусть иногда приходит».
Иван Леонтиевич Битус был очень известной фигурой в кругу мастеров. Уверен, что о нем можно много рассказать…Как долго Вы занимались с Битусом?
— Наши занятия длились на протяжении 18 лет, о чем даже свидетельствует документ. В дальнейшем, когда уже в непосредственном контакте мастера с учеником не было необходимости, мы достаточно регулярно общались.
У него была своя мастерская?
— Мастерской у него,как таковой, не было. В период нашего знакомства у него была квартира в которой он жил и одновременно работал. Он работал всегда дома. Жил в комнате, а работал на кухне.
Как регулярно проходили ваши встречи?
— Первые 3 года обучения, после того, как меня привела первый раз мой педагог, проходили практически каждый день и в достаточно жесткой форме: «Не сделаешь — не приходи». Мне было сразу сказано: — «Игорь, я очень занятой человек. Поэтому, давай так — раз уж я взялся тебя учить — я буду тебя учить. Но, больше времени чем я смогу на тебя потратить за один раз я тратить не буду».
У него были ещё ученики?
— Периодически приходило и уходило очень много людей. Человек, наверное, шесть, может быть больше.
Кто-то из них сейчас продолжает работать?
— Мне известен один – Юрий Куюн. До недавнего времени он работал в Польше, а перед этим во Львове. Он учился у Битуса четыре года и был реставратором. Знакомы мы с ним были мельком, и встречались буквально два или три раза, опять же, в квартире у Ивана Леонтьевича. Из его биографии знаю только, что он здесь (в Киеве-ред.) поступил в консерваторию, потом каким-то образом попал к Ивану Леонтьевичу в мастерскую. Потом бросил обучение в консерватории, а когда во Львовской консерватории открылась вакансия скрипичного мастера — его туда пригласили по рекомендации Ивана Леонтьевича.
Иван Леонтьевич уже тогда был достаточно влиятельным человеком?
— Иван Леонтьевич всегда был заметной фигурой. По крайней мере в тот период когда мы с ним познакомились, и до самой смерти, он был весьма влиятельным человеком.
Вообще, он помогал свои ученикам в период становления?
— Да, безусловно. И работой, и своими знаниями, и если нужно - деньгами. И не только ученикам, а и многим друзьям музыкантам и просто чужим людям. Он очень много помогал.
Наряду со знаниями в области реставрации применял ли Битус нестандартные тренинги во время Ваших занятий?
— Как таковых не вспомню. Но очень занятными були тренировки по распознанию смычка. Нужно было определить какой это смычок, школу мастеров или даже самого мастера, древесину и другие особенности. Причем Иван Леонтиевич требовал ответа, держа трость на расстоянии двух-трех метров, показывая мне только головку смычка.
Также ещё несколько подобных моментов было на встречах, когда из Москвы к Битусу приезжали достаточно серьезные специалисты и мастера и играли в так называемую «лотерею». Я один из последних, кто эту лотерею помнит. Суть ее была простой — брался большой пластиковый мешок и в него накидывалось сотни три совершенно разных смычков. И клалось две или три действительно очень стоящие, дорогие трости. Для участия в «лотерее» необходимо было приобрести билет за определенную сумму. Все это действие происходило, чаще всего, за застольем. В чем оно заключалось? — все участники видели что есть трости дешевые и очень дешевые, но безусловно все целые. Также, при всех, клалось несколько очень дорогих тростей, так как человек должен видеть приз — это как в любой лотерее. Каждый смычок разрешалось пощупать пальцами, таким образом подтверждая, что он есть в общей массе тростей. После чего человеку завязывали глаза, и вот что он вытащит — то он и вытащит.
А вообще это возможно выяснить — какой из них именно тот, дорогой?
— Все участники «лотереи» были специалистами. Не было людей, не в обиду сказать, даже просто музыкантов. Все они, так или иначе, очень хорошо разбирались в вопросах реставрации. Но отвечу дипломатично, как участник — при мне никто ценного ни разу не выиграл, впрочем как и я (улыбается).
Какова же была цель лотереи, главное — участие?
— Да, конечно главное — участие, поэтому я так и ответил. А после нескольких таких попыток мне стало жалко денег, и я уже наблюдал за этим процессом просто как зритель.
Раз уж мы заговорили о тростях — существует разное качество смычков, качество древесины и, собственно, разная древесина. Почему именно бразильскую древесину Фернамбук чаще всего выбирают для смычка?
— Прежде всего нужно знать о том, что фернамбук был выбран опытным путем школами смычковых мастеров как сорт древесины наиболее подходящий для изготовления смычков. Эта древесина оказалась наиболее подходящей к тому, чтобы увеличить диапазон звука используя вес руки на струне.В каком веке это произошло и кто был родоначальником «нового поколения» смычков?
— Предположительно в XVIII веке. Изготавливать трости из фернамбука начала семья смычковых мастеров Туртов. Самый известный в этой династии — Франсуа Турт работал и для Николо Паганини.
Какую именно революцию в технологии произвел Турт?
— В то время солистов - виртуозов, которые были модны в те годы, перестала устраивать форма смычка, ровная, или, так называемая, лукообразная. Требовалась новая форма трости, которая была способна расширить палитру штрихов, соответственно, поднять ее технические качества. Я не могу утверждать действительно ли первым Франсуа Турт изогнул смычок внутрь, возможно быть кто-то ещё. Но документы свидетельствуют, что первым это сделал именно он.
Таким образом мастер изобрел «пружину»?
— Да. Он первый этим изгибом, создал в смычке пружину, которая и позволила в дальнейшем расширить звуковую палитру музыкантов.
Семья Турт является создателями и законодатели смычка в его нынешней форме?
— Вы знаете, наряду с семьей Туртом, которые жили во Франции — в Великобритании была семья Доддов, они работали, как бы, параллельно. Некоторые смычки этой династии мастеров стоят ни чуть не меньше. Впрочем не все «Турты» так дороги. Ведь и скрипки Страдивари есть как за несколько миллионов – так и за несколько сотен тысяч.
Подводя итог относительно самого фернамбука — можно говорить, что он наиболее пригоден для изготовления смычка, который будет отвечать требованиям современных музыкантов – исполнителей.
Бытует мнение что древесина, которую использовали мастера старых эпох, в частности Турт, вырезан вообще. Так ли это?
— Деревья, разумеется, продолжают культивировать. Фернамбук, помимо всего прочего, невероятно прочная и красивая древесина. Это экзотическая и ценная порода деревьев. Ее используют, также, в изготовлении очень дорогой мебели и паркета. Что могло быть сейчас утеряно в изготовлении смычков — это старинные способы обработки древесины, и технологии создание пружины. К слову, сегодня в мире работает ряд фабрик, которые эту пружину имитируют.
Используется ли во время изготовления новых смычков современные технологии?
— На фабриках, думаю, используются, а мастерами – сомневаюсь. Хотя смотря кем. Лично я использую очень старые технологии, которые мне были переданы моим учителем. И процесс обучения продолжается.
Например изготовление пружины в смычке?
— Да , именно. Многие годы я продолжаю осваивать эти знания. Так, чтобы при изготовлении смычка я уже не волновался как он себя поведет и будет вести в дальнейшем.
А инструментарий, эти все приспособления для резки тоже старые или Вы используете новые?
— Что касается меня, то я использую, допустим, нож и рубанок, которые изготовлены 10 — 15 лет назад. Но форма этих инструментов та же, что была раньше. В свою очередь на фабриках очень часто используются станки, которые,порой, делают в заготовках сразу и голову. Такие смычки возможно дорабатывать. Но встречаются фабричные экземпляры в где из-за перегрева образовываются микротрещинки. Это материал не будет смычком. То есть, как бы Вы его не делали — смычком это не будет. Я использую такой материал для кусочков в момент реставрации.
Мастер, безусловно, может заметить подобные микротрещинки. А если исполнителю предлагают смычок, а рядом нет мастера, который мог бы проконсультировать — на что следует обратить внимание при покупке смычка? Как можно визуально определить по качеству трости, что это, например, фернамбук?
— Если речь идет о смычке который, по словам продавца, имеет возраст, скажем, больше 10 — 20-ти лет, то лучше все же лучше обратиться к специалисту, так как сегодня существует много подделок. Ведь изготовить мастеровое клеймо может любой маломальски серьезный гравер. А если речь идет уже о старом смычке – не специалист никак не определит. Для этого просто нужен многолетний опыт. Если этот музыкант оркестрант, и ему предлагается смычок недорого, и звуковые качества его устраивают, то можно рискнуть.
Как быстро мастер проводит экспертизу?
— Все зависит от состояния смычка. Ведь есть трости, скажем, достойные, но они в плохом состоянии, и мастеру нужно время, что бы рассмотреть хотя бы остатки признаков той или иной школы, того или иного мастера. Иногда это можно сделать за 5 минут, иногда на это нужны сутки, а может и больше.
Вы много лет изготавливаете смычки… В пример – покупая совершенно новый инструмент музыканту желательно, в начальные период, показывать его мастеру. Требуется время, чтобы инструмент своего рода «адаптировался». Как это происходит в случае со смычком?
— Если это новый смычок – ситуация таже . Сама трость смычка изготавливается прямой. А после определенной обработки выгибается и закрепляется в изогнутом положении. Естественно, перед покупкой смычок необходимо внимательно осмотреть и поиграть, и не один - два часа. После покупки такой смычок необходимо показывать мастеру первое время. Если же Вы приобретаете смычок современного мастера – то, прежде всего, необходимо подтвердить его ли это. И человек должен обратить внимание на цену. Если цена в полтора – два раза меньше чем продает смычки сам мастер, значит в смычке уже есть какие-то проблемы.
Часто при изготовлении или реставрации смычков мастера используют вместо традиционных компонентов серебра и перламутра золото и другие драгоценные металлы, что, конечно же, отражается на цене. Это исключительно эстетическая красота, или это действительно может помочь исполнителю в какой-либо ракурсе улучшить качество звучания?
— Золото действует на человека исключительно психологически. Мастера, включая меня, иногда отмечают свои лучшие работы этим металлом, но это субъективный взгляд мастера, ведь трость и ее качества определяет ещё и сам музыкант. Поэтому в данном случае золото, платина, абсолютно не влияют ни на звук, ни все остальное... И с этими материалами я работаю крайне редко.
Золото — тяжелый металл, и колодка или часть трости, где существует обмотка, становятся значительно тяжелее. Каким образом происходит определение баланса?
— Прежде всего, превалирует качество самой трости . От этого все и зависит. А колодка с винтом должны подходить по весу и по балансу так, чтобы было удобно. Мастер, когда изготавливает трость, должен думать о том, чтобы трость была удобна, а не перевешивала куда либо. И удобнее она должна быть около колодки. Профессиональные мастера, обычно, балансируют середину трости.
Выявляя таким образом одно из центральных положений при игре?
— Да, физиологически, это самое удобное положение. Это то место, где больше всего играют. И не важно для кого — виолончелист это, скрипач или же контрабасист. Поэтому я обычно балансирую середину. Хотя бывают ситуации, когда люди просят немного «утяжелить» колодку.
В начале нашей беседы мы с Вами говорили о Битусе, о знаниях, которые передаются из поколения в поколения мастерами. Рассматриваете ли Вы в будущем возможность появления в Вашей мастерской учеников, которым можно бы было передать многолетний опыт и знания?
— В последнее время я рассматриваю это достаточно серьезно. Появление, скажем, надежного помощника.
Какими качествами, в первую очередь, должен обладать человек, который хотел бы связать свою жизнь с реставрацией инструментов?
— Ученик должен обладать, на мой взгляд, стабильностью в очень многих вещах — в нервах, в здоровье. И иметь репутацию порядочного человека, невероятно порядочного! В противном случае ему ничего не доверят из ценных вещей. И конечно же такие важные для мастера вещи как усидчивость, возможность повторять одни и те же операции. И, безусловно, желание работать все лучше, и лучше. Разумеется необходима высокая степень ответственности. Ведь, зачастую, реставратор берет чужие очень дорогие инструменты. Первый закон реставратора – не навреди. Если человек делает новые инструменты из куска дерева, он вредит своей репутации. Своему карману. А вот когда человек начинает портить чужие вещи, принадлежащие другим, особенно когда эти вещи имеют возраст, и изготовлены профессиональными, в отличии от него мастерами — вот это уже проблема.
Город Кремона где трудились величайшие итальянцы Амати, Страдивари, Гварнери и сейчас это считается «Меккой» для многих мастеров, которые приезжают в этот город за профессиональными знаниями, и так далее. На ваш взгляд, есть ли необходимость профессионального обучения, чтобы матер имел диплом, который подтверждает его квалификацию, или достаточно того, что бы заниматься с мастером частным образом, быть его учеником.
— Все зависит от многих факторов. Допустим меня воспитывал мастер высокого класса и известный, но только в бывшем советском союзе, но и в Европе. По его протекции, я часто выезжал в Европу для обучения. В нашей стране все зависит от того, кто обучал. В Европе другая ситуация - есть ряд мастеровых школ в Мирекуре, Маркнекирхене, Миттенвальде и других городах. В этих школах проходит обучение 3 или 4 года после чего присваивается квалификация. По окончанию обучения обязательно сдается экзамен, который одновременно является проверкой Вашей квалификации. Если вы экзамен не сдаете, квалификацию вы не получаете. И соответственно разрешение на работу тоже.
Существует ли на сегодня в мире некий автономный орган, который мог бы помогать музыкантам и людям, тесно связанным с академической музыкой выявлять скажем псевдо мастеров?
— Я не знаю ни у нас, ни в Европе подобного органа, который бы регулировал и контролировал эту область. По-моему такой организации нет, во всяком случае я их не знаю?
Вообще нужен ли он?
— С одной стороны он необходим, ведь до сих пор очень многие инструменты теряют свои качества по выше сказанным причинам. Страдают инструменты, музыканты. В тоже время на территории Европы, Украины, России, и бывшего Советского Союза всегда находились мастера высокого класса. Работа такого реставратора, стоит дороже, чем работа обыкновенного мастера. Соответственно если мастер реставратор берет за свою работу очень мало денег, и делает ее быстро - так не бывает. Значит, кто-то должен за это ответить. Скорее всего, отвечает инструмент, который вместо починки повреждают. И, как правило, музыканты, за редким исключением, не знают, кто что может, и на каком уровне работает тот или иной мастер.
Сейчас в нашей стране, как и в период Союза, любой человек может стать мастером без получения разрешения?
— В Советском Союзе, как правило если человек становился мастером – он проходил несколько этапов. В моем случае мой учитель первые несколько лет, представляя меня, говорил, что у него есть Ученик. И соответственно давал рекомендации, что мне можно доверять определенный объем работ, результат которых он мог показать. Это означало, что он своим именем, которое было заслужено временем и своими руками, уже отвечал за меня. Так было тогда, когда обучался я у него.
Вы будете придерживаться такого же в Вашей практике к наставнику?
— Скорее всего. Это очень хорошо, на мой взгляд, должно воздействовать на ученика и его стимулировать. Потому что завтра мастер может отказаться от него и выгнать, а также позвонить или написать своим коллегам, что этот мастер не оправдал его надежд.
Ведь это ещё хуже чем отсутствие диплома для людей?
— Несомненно! Но дипломы у нас на Украине есть. У нас существует Ассоциация мастеров, которая прежде чем выдать диплом,и принять с свои ряды сначала собирает президиум, который осматривает несколько работ претендента и решает, принимать мастера в Ассоциацию или нет.
Что дает подобный документ?
— По крайней мере, вы уже имеете удостоверение члена ассоциации и официальную бумагу, что вашу работу посмотрели мастера признанные на Украине и за ее пределами. Они подтверждают вашу квалификацию, как мастера реставратора, или мастера изготовляющего инструменты. Это означает, что изготовленные Вами инструменты уже имеют определенный уровень, и могут использоваться в музыкальных школах, для игры в оркестре, и для сольного исполнения.
И последний вопрос – Вы, можно сказать, один из первых партнеров портала «Music-review Ukraine», который работает вот уже несколько месяцев. По прошествию времени, ощутили ли Вы действительную необходимость этого ресурса, который, помимо освещений событий в мире академической музыки и ее представителей затрагивает и профессиональные вопросы?
— На мой взгляд, необходимость этого ресурса очевидна. Уверен, что многие люди хотели бы быть в курсе музыкальных событий на Украине. А обращая внимание на мастеров-реставраторов – многие музыканты хотели бы иметь возможность обратиться к профессионалам. Мои друзья и коллеги заграницей смотрели и мою страницу и весь портал. Отзывы очень хорошие. Потому что на портале много полезной информации. Читатели надеются, что ее будет еще больше. А главное, по большому счету, они не могут получить подробную информацию больше нигде. Многие из них интересуются нашей культурой, нашими исполнителями, коллективами, оркестрами. Для них, как и для многих ценителей академической музыки, в частности пользователей интернета это важно, они хотят это знать об этом первыми. Здесь можно почерпнуть не только интересную, но и важную, необходимую информацию.
Игорь, благодарим Вас за увлекательную беседу. Желаем Вашему делу новый идей и творческих свершений.
Автор: Олександр Пірієв
Фото: Сергій Пірієв
Навчальний заклад: Національна музична академія України ім. П.І. Чайковського
Майстер: Ігор Гонтар
|